Через несколько часов после того, как стало ясно, что новым президентом США избран Дональд Трамп, в Германии тоже произошли исторические события: федеральный канцлер Олаф Шольц объявил об отставке министра финансов и лидера Свободной демократической партии (СвДП) Кристиана Линднера. Так самая необычная в послевоенной истории ФРГ правительственная коалиция — социал-демократов (СДПГ), «Зеленых» и свободных демократов — прекратила существование. У красно-зеленого правительства большинства в Бундестаге нет.
Противоречия в коалиции копились на протяжении многих месяцев, и раскол мог произойти значительно раньше. Ключевые расхождения — по экономическим вопросам. Прогнозируется, что в этом году немецкая экономика продолжит падение, которое началось в прошлом (правительство полагает, что оно составит 0,2%). Компания Volkswagen тем временем объявила, что впервые в истории закроет несколько заводов на территории Германии, фактически признав поражение в борьбе за рынок электромобилей с китайскими производителями. Трамп во время предвыборной гонки обещал ввести пошлины на ввоз импортной продукции и призывал немецкие концерны перенести производство на территорию США. Если он реализует свои обещания, это грозит Германии еще большим экономическим спадом. На таком фоне Бундестаг в ближайшие недели должен был рассмотреть бюджет страны с многомиллиардной финансовой дырой, которую нужно как-то закрыть.
Процесс раскола коалиции запустил попавший в прессу доклад Линднера под названием «Экономический поворот». В нем министр финансов предложил снизить налог на прибыль для корпораций, а также постепенно отменить «налог солидарности», который самые богатые немцы по-прежнему платят для поддержки интеграции восточных земель. Кроме того, лидер СвДП предлагал отложить достижение климатической нейтральности, а также ввести мораторий на новые ограничения для бизнеса, в том числе уже запланированные другими министрами. Он также давно возражал против намеченного канцлером подъема пенсий и других социальных выплат.
За обнародованием этих предложений последовала серия экстренных встреч, по итогам которых Шольц попросил федерального президента Германии отправить Линднера в отставку. После чего оба политика обменялись резкими высказываниям в адрес друг друга, а Шольц, оставшийся главой правительства меньшинства, объявил о том, что поставит перед Бундестагом вопрос о доверии к себе 15 января. После нескольких дней переговоров стало ясно, что, по всей видимости, это случится еще в этом году, и если против Шольца проголосует большинство депутатов, досрочные выборы пройдут не до конца марта, как планировал канцлер изначально, а в последних числах февраля — вероятно, 23-го.
Что привело к распаду коалиции? Кто виноват в нем? И что это говорит о ситуации в Германии в целом? Мнения политиков и журналистов.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить ничего из главных новостей и самых важных дискуссий, идущих в Германии и Европе. Это по-прежнему безопасно для всех, включая граждан России и Беларуси.
Кристиан Линднер (слева) и Олаф Шольц на церемонии отставки министра финансов и других министров от Свободной демократической партии в резиденции федерального президента Германии. Берлин, 7 ноября 2024 года // Фотография © Thomas Imo / IMAGO / photothek
Focus: «Вот так... Глупо»
Журнал Focus со ссылкой на газету Frankfurter Allgemeine Zeitungрассказывает о том, как прошла последняя встреча партнеров по коалиции, после которой Олаф Шольц объявил об отставке Кристиана Линднера. Лишь незадолго до решающего разговора участники смогли ознакомиться с одиннадцатистраничным документом с экономическими предложениями канцлера. Его вариант компромисса — снижение налогов в обмен на дополнительные заимствования в размере 12,5 миллиарда евро. Деньги должны пойти, в частности, на помощь Украине и интеграцию украинских беженцев.
Линднер отказывается, после чего предлагает партнерам взять паузу и совместно выступить с предложением о досрочных выборах (в перерыве о нем стало известно прессе). Представители «Зеленых» остаются в зале, социал-демократы и свободные демократы удаляются. После возвращения, когда Линднер подтверждает, что стоит на своем, Шольц объявляет: «В таком случае, дорогой Кристиан, я больше не хочу, чтобы ты оставался в моем правительстве. И завтра утром попрошу федерального президента уволить тебя». Наступает тишина, которую присутствующие теперь сравнивают с «нирваной». Ее прерывают слова канцлера: «Вот так… Глупо». Треск стульев, несколько объятий, рукопожатий, «светофорная» коалиция — в истории, слова канцлера — мем.
Оригинал (08.11.2024) // Google-перевод
Олаф Шольц: «Линднер обманул мое доверие»
На пресс-конференции, которая прошла вскоре после отставки объявления об отставке Линднера, канцлер Шольц фактически обвинил того в распаде правительственной коалиции.
«На протяжении последних трех лет я вновь и вновь делал искал варианты, как коалиция из трех различных партий может приходить к разумным компромиссам. Часто это было сложно. Часто это проходило по грани моих политических убеждений. Но это моя обязанность как федерального канцлера — стремиться к прагматичным решениям во благо всей страны.
Слишком часто необходимые компромиссы заглушались публичными спорами и громкими идеологическими требованиями. Слишком часто министр Линднер блокировал законы, к которым не имел отношения. Слишком часто он действовал из малодушныхих партийных соображений. Слишком часто он обманывал мое доверие»
Оригинал (06.11.2024) // Google-перевод
Кристиан Линднер: «Шольц игнорировал тревоги граждан»
Лидер СвДП Линднер ответил Шольцу, обвинив канцлера в том, что именно он «не в состоянии дать стране новый импульс для прорыва».
«Мы выдвинули предложения об экономическом повороте, которые могли бы вновь повести нашу страну успешным курсом. Меньше бюрократии, меньше налогового бремени, прагматичная климатическая и энергетическая политика, больше контроля над миграцией <...> Олаф Шольц долгое время отрицал необходимость нового экономического прорыва. Игнорировал тревоги граждан в связи с экономической ситуацией. Даже в эти дни он ставит под сомнение решения, которые необходимо принять, чтобы немки и немцы снова гордились Германией. Его ответные предложения малозначительны, не амбициозны и не способны оказать существенного влияния на преодоление низких темпов роста».
С момента, когда в ФРГ в последний раз распадалась правительственная коалиция, прошло больше 40 лет. Интересно, что в 1982 году также не сработались социал-демократы и свободные демократы (в тот раз без участия совсем молодой партии «Зеленых»). Тогда раскол закончился тем, что новую коалицию со СвДП сформировал ХДС/ХСС во главе с Гельмутом Колем (но вскоре все равно прошли досрочные выборы). Сейчас этот вариант фактически невозможен. Лидер христианских демократов Фридрих Мерц не сможет создать новое большинство без голосов «Альтернативы для Германии», а это политически немыслимо даже для заметно поправевших христианских демократов.
Оригинал (06.11.2024) // Google-перевод
Handelsblatt: Истоки экономического кризиса
Газета Handelsblatt констатирует: вот уже пять лет, как экономика Германии перестала расти, — и суммирует причины нынешнего кризиса. Прежде всего, это постепенное закрытие американского рынка, инициированное еще Бараком Обамой и резко усиленное Дональдом Трампом. Протекционистские меры Вашингтона стали тяжелым испытанием для экспортно ориентированной экономики Германии. Деглобализация осложняется демографическими изменениями: население Германии стареет, нагрузка на систему соцобеспечения растет, доля квалифицированной рабочей силы падает. Адаптация ко всем этим изменениям не может пройти безболезненно, а предложения Кристиана Линднера, даже будь они реализованы, не могли бы изменить неблагоприятную конъюнктуру: прекратить войну в Украине, восстановить мировой режим свободной торговли и остановить опережающий рост китайской промышленности.
Как пишет издание, не стоит рассчитывать, что прежние флагманы немецкой экономики — автомобильное производство или химическая промышленность — могут в ближайшее время стать драйверами роста. Экономическая политика правительства должна быть нацелена не на то, чтобы спасать рабочие места там, а на то, чтобы создать наиболее благоприятные условия для новых точек роста. Бумаги Линднера могли бы стать для его партнеров по «светофорной» коалиции приглашением к дискуссии, но послужили поводом к разводу. Прагматичная составляющая в действиях лидера свободных демократов понятна: вряд ли у его партии есть шанс войти в новое правительство, но чем дольше они оставались бы в нынешнем, тем хуже были бы их шансы вообще попасть в Бундестаг.
Оригинал (08.11.2024) // Google-перевод
Capital: Что экономисты думают о долговом тормозе
Рейтинги всех партий-участниц «светофорной» коалиции стали неумолимо снижаться с осени 2022 года, когда на фоне разрыва отношений с Россией резко подорожали услуги ЖКХ. Недовольства добавил инициированный «Зелеными» весной 2023-го закон «Об отоплении», который принимался на фоне и без того возросших цен и явно продемонстрировал, насколько глубоко расколота правящая коалиция по вопросу «зеленого перехода».
Тем не менее датой, когда судьба кабинета была решена, многие журналисты называют 15 ноября 2023 года — тогда Конституционный суд Германии поддержал иск депутатов от ХДС/ХСС и посчитал незаконным решение правительства, потратить 60 миллиардов евро, взятых под восстановление экономики после пандемии, на климатическую трансформацию.
Судьи посчитали, что этой попыткой правительство проигнорировало «долговой тормоз». Поправка о нем была внесена в Основной закон ФРГ в 2009 году на фоне мирового финансового кризиса. Долговой тормоз запрещает федеральным властям делать в течение года новые заимствования, превышающие 0,35% ВВП, для покрытия бюджетных расходов. Перераспределение средств из пандемийных фондов суд посчитал превышающим разрешенную норму, а поэтому незаконным.
После решения суда в коалиции начались сложные переговоры, по итогам которых Бундестаг объявил в 2023 году чрезвычайную ситуацию (в таком случае долговой тормоз перестает действовать), а в бюджете-2024 резко сократил расходы. Его приняли только в феврале этого года.
С тех пор споры не прекращаются. Социал-демократы и особенно «Зеленые» настаивают, что без дополнительных заимствований государство не сможет стимулировать рост экономики — а значит, нужно вновь объявлять чрезвычайную ситуацию, а в идеале реформировать весь механизм. Либералы из СвДП считают отказ от долгового тормоза безответственным, стимулирующим инфляцию и грозящим новым долговым кризисом.
Как пишет Capital, лишь немногие экономисты держатся за сохранение долгового тормоза в его нынешнем виде. Не многие, впрочем, выступают и за его полную отмену. Большинство считает, что стоило бы реформировать его. Даже предложения Линднера требовали бы приостановки действия этого механизма, пусть он сам этого и не признает, отмечает один из экспертов, опрошенных бизнес-изданием. В одном согласны все: чем быстрее пройдут выборы, тем лучше для бизнеса, которому нужна определенность.
Оригинал (07.11.2024) // Google-перевод
taz: Конец леволиберальной гегемонии
Парламентский корреспондент газеты taz Штефан Райнеке считает, что причины распада светофорной коалиции не исчерпываются личными особенностями и провалами конкретных политиков (которых, впрочем, достаточно), а связаны с двумя фундаментальными процессами. Первый — изменение немецкого партийного ландшафта: избиратели тоскуют по «старым-добрым временам», когда общенародные партии успешно договаривались между собой, и одновременно голосуют за новые популистские политические силы, такие как АдГ и «Альянс Сары Вагенкнехт». Во все более раздробленном политическом ландшафте (в первые десятилетия послевоенной Западной Германии ХДС/ХСС и СДПГ искали сотрудничества с одной только СвДП, потом к ней добавились «Зеленые», затем «Левые», теперь новые популисты) формирование стабильных коалиций становится все более трудным делом. Избиратели это хорошо понимают: лишь меньшая часть ждет, что новое правительство будет лучше нынешнего, — но за старые партии голосовать хотят все меньше. Замкнутый круг недовольства.
Второй процесс, пишет Райнеке, — еще более фундаментальный. «Светофор» пытался вести либеральную, эко- и социально ориентированную политику во времена «правого поворота». Эта попытка потерпела крах, который, «по всей вероятности, знаменует собой конец длительной культурной гегемонии левых либералов в ФРГ».
Оригинал (07.11.2024) // Google-перевод
Сicero: Линднера есть, за что уважать
Соиздатель журнала Cicero Нотхайз одобряет действия экс-министра финансов Кристиана Линднера, который запустил публичную дискуссию об экономическом курсе страны, пусть даже она закончилась правительственным кризисом. Нотхайз ожидает, что уже в следующем году Германия ощутит на себе тяжкие последствия протекционистского курса Дональда Трампа в США: снижение уровня экспорта, падение налоговых сборов, рост безработицы, перегрузка системы соцобеспечения, разбухшей усилиями красно-зеленых министров. Без снижения налогов не получится сохранить внутри страны производство, без урезания социальных программ — сбалансировать бюджет.
Единственное, в чем можно упрекнуть лидера свободных демократов, полагает Нотхайз, — это в том, что он прямо и недвусмысленно заявил об это слишком поздно. Намерение Шольца отложить голосование в Бундестаге по доверию к себе он критикует как безответственный способ, продержаться у власти как можно дольше.
Оригинал (07.11.2024) // Google-перевод
Jacobin: Сможет ли Линднер представить себя жертвой?
Экономический журналист левых взглядов Оле Немойен не разделяет одобрительных слов в адрес экс-министра финансов со стороны своих либеральных коллег. По его мнению, Линднер не был готов к тому, что канцлер пойдет на открытый конфликт с ним и обвинит его в проблемах коалиции. «На финальной пресс-конференции Линднер выглядел растерянным и даже ошеломленным и не знал, что сказать в ответ на вопрос о том, как он относится к тому, что его называют самым наглым безработным в Германии». Теперь лидер свободных демократов попытается представить себя человеком, который пытался вернуть страну на верный путь и которому не дали сделать это бывшие партнеры. Но граждане, похоже, ему не очень верят: 40% возлагает вину за распад коалиции именно на Линднера, две трети считают, что свободные демократы ее сильно ослабли.
Большинство опросов, действительно, пока не сулит им прохождения пятипроцентного барьера. Справедливости ради, впрочем, нужно отметить, что впервые за несколько месяцев хотя бы в некоторых исследованиях свободные демократы достигли 5%. Самым же вероятным итогом выборов на сегодняшний день выглядит создание новой «большой коалиции» во главе с ХДС/ХСС — как было трижды при Ангеле Меркель. Только на этот раз канцлером может стать Фридрих Мерц, который в прежние времена критиковал ту же Меркель в том числе за соглашения с социал-демократами.
Оригинал (11.11.2024) // Google-перевод
FAZ: Писториус вместо Шольца?
Находящийся на пути к власти Фридрих Мерц — не любим немцами. Об этом говорят все опросы общественного мнения. Почти так же, как не любим и действующий канцлер Шольц. Но канцлеров не избирают напрямую, кандидатов выдвигают партии. И несмотря на то, что многие месяцы по личной популярности всех обходит министр обороны Борис Писториус, его шансы на выдвижение от социал-демократов вместо Шольца невелики. Даже несмотря на то, что за это решение уже открыто высказались некоторые политики из СДПГ. Как пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung, популярность Писториуса внутри партии невелика. К его лозунгу «Сделать Германию готовой к войне» относятся с настороженностью, планы военной реформы не встречают энтузиазма. С одной стороны, Писториус мог бы привлечь к СДПГ новые группы избирателей, в чем она, с рейтингом 15% (на 10 процентных пунктов меньше, чем по итогам выборов 2021 года), остро нуждается. С другой, как показывают недавние успехи «Альтернативы для Германии» и «Альянса Сары Вагенкнехт» на востоке страны, милитаристская лексика может оттолкнуть многих традиционных избирателей социал-демократов. А недавние выборы в США еще и демонстрируют, что «эффект Харрис», то есть появления нового лица, может быть краткосрочным.
Оригинал (12.11.2024) // Google-перевод
Cicero: Шольц выкручивает оппонентам руки
В колонке для журнала Cicero специалист по анализу рынков Ян Шёнмакерс резко критически объясняет логику, которой Олаф Шольц, по его мнению, руководствуется, откладывая вотум доверия к себе. По мнению аналитика, Шольц таким образом фактически шантажирует своих оппонентов: вместе с пакетом законопроектов, от которых они не могут отказаться (в частности, от бюджета и помощи Украине), протолкнуть те, которые реализуют партийную программу социал-демократов.
По мнению автора, действующий канцлер сознательно ожидал самого критичного для Германии момента, когда сопротивление со стороны оппозиции будет восприниматься как саботаж и недоговороспособность. И вот этот момент наступил: немецкая экономика в рецессии, в США президентом избран Трамп, Украина на грани поражения в войне.
Оригинал (09.11.2024) // Google-перевод
ZEIT: Что еще осталось в планах «светофора»
Газета ZEIT рассказывает о законопроектах, которые красно-зеленое правительство меньшинства надеется провести через Бундестаг до досрочных выборов. Это не только бюджет, борьба за который будет тяжелой, и реформа Конституционного суда, с которой, наоборот, согласны все партии, кроме АдГ. Это также законопроект, разрешающий государству заключать договоры только с фирмами, в которых с работниками заключены коллективные договоры об оплате труда, — против ХДС/ХСС и свободные демократы. А еще новое повышение пенсий и стабилизация их уровня до 2039 года, которое свободные демократы критиковали, еще будучи участниками коалиции, — за дополнительную нагрузку на нынешнее поколение работающих.
Оригинал (09.11.2024) // Google-перевод
Spiegel: Впереди старомодная избирательная кампания
Колумнист журнала Spiegel Николаус Бломе прогнозирует исключительно старомодную избирательную кампанию, в которой бороться будут политики старой закалки Мерц и Шольц. Обоих мало интересуют «культурные войны», а вот обсуждать экономику с цифрами и графиками они готовы часами. Бломе сомневается не только в том, что на эту битву всерьез повлияет технократ Кристиан Линднер и Роберт Хабек, но даже популисты из АдГ и «Альянса» — если только в Европу не хлынет новая волна беженцев из Украины. В качестве итога он ожидает куда более стабильную, чем сейчас, коалицию ХДС/ХСС с социал-демократами или «Зелеными». В любом случае, без Шольца, который не вернется в правительство в качестве министра финансов.
И, пожалуй, только в пункте про Шольца другие комментаторы точно согласятся с успокоительными размышлениями Бломе.
Оригинал (11.11.2024) // Google-перевод
Текст: Редакция дekoder'а
Опубликовано: 13.11.2024