«Изобретательность для жизни» (англ. Ingenuity for Life) — главный слоган немецкого концерна Siemens, который уже полтора столетия работает в России. Действительно, изобретательность — это главный принцип компании не только в инженерных разработках, но и в том, как ей удается уживаться с любыми политическими режимами, от царского до путинского.
История концерна в России началась в Крыму и едва не закончилась там же: первый заказ от российского правительства Siemens получил в ходе Крымской войны в 1853 году — необходимо было наладить телеграфное сообщение между фронтом и столицей. А в 2017 году в Крыму обнаружились турбины, поставленные российскому правительству тем же Siemens — в обход всех наложенных на страну санкций. Немецкой фирме пришлось объявить о временном прекращении сотрудничества с Россией. Однако очень скоро, всего через несколько месяцев, оно возобновилось — тесные связи с представителями российской власти были залогом коммерческого успеха Siemens на протяжении более чем полутора веков. dekoder рассказывает о фирме, создавшей первый российский «телеграф-канал», и о ее роли в индустриализации страны.
КРЫМСКИЙ «ТЕЛЕГРАФ-КАНАЛ»
Компания Siemens была основана в Берлине в 1847 году и изначально занималась новой технологией телеграфной связи. Первые контакты с российскими чиновниками были установлены уже в 1849 году1.
Два года спустя Карл Сименс, младший брат основателя компании Эрнста Вернера, переехал в Санкт-Петербург. Начавшаяся в октябре 1853 года Крымская война сыграла ему на руку: российскому командованию требовалось наладить телеграфное сообщение между столицей и фронтом, и Карл Сименс не подвел.
По заказу российского правительства его компания за два года проложила около 9 тысяч километров телеграфного кабеля, впервые создав современную инфраструктуру связи. На исход войны это, конечно, не повлияло, но для Siemens такой контракт стал огромным шагом в развитии бизнеса. В те годы практически вся продукция компании производилась для российского рынка2.
«ПРУССКИЙ ИНЖЕНЕР» СИМЕНС
Важную роль сыграло то, что Карлу Сименсу сразу удалось установить близкие отношения с высокопоставленными лицами. Зимой 1853 года компания проложила телеграфный кабель от Зимнего дворца до морской Кронштадтской крепости, заработав тем самым доверие главы телеграфного управления графа Клейнмихеля.
Ему пришелся по душе молодой инженер из Пруссии. В письме в Берлин, датированном декабрем 1853 года, Карл Сименс пишет, что ему было обещано «впоследствии получить подряд на все [sic!] линии [телеграфа], а всех конкурентов [sic!] он [т.е. Клейнмихель — dek] выставит за дверь»3.
Клейнмихель сдержал обещание: Сименс получил государственный подряд на обслуживание телеграфных линий и в последующие годы занял привилегированное положение в царской империи.
СВЕТ И ТЕНЬ
Однако после Крымской войны дела пошли хуже. И только в 1880-е годы, когда политика модернизации Александра II постепенно начала приносить плоды, деятельность Сименса снова стал успешной.
Решающий вклад в развитие его бизнеса внесли государственные подряды на электрификацию. Осенью 1882 года в Москве прошла промышленная выставка, на которой компания Siemens представила новую разработку — электропоезд. Александр III сделал несколько кругов на миниатюрной железной дороге по территории выставки. В благодарность за этот «триумф»4 Сименс получил право размещать императорского двуглавого орла на своих бланках. Компании достались государственные контракты на развитие электрического общественного транспорта.
Несколько лет спустя Карл Сименс добился успеха и в области электрического освещения. В 1883 году он установил электрические фонари в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга и на Невском проспекте, а в 1887 году оборудовал системой освещения Зимний дворец.
Сделок же без участия государства было гораздо меньше, что, в общем, типично для большинства иностранных компаний, активно работавших в России в конце XIX века.
Карл Сименс обладал отличными связями в верхах. В его усадьбе недалеко от столицы нередко можно было встретить высокопоставленных политиков. За заслуги перед русской электротехнической промышленностью Николай II пожаловал «верноподданному Сименсу»5 потомственное дворянство.
Однако постепенно Россия перестала играть для компании столь важную роль. В экономическом развитии Российская империя отставала от западноевропейских государств, а кроме того, ведению бизнеса препятствовали поражение в Русско-японской войне и последовавшие за этим революционные волнения в стране.
МЕНЕДЖЕР-РЕВОЛЮЦИОНЕР
Через несколько лет после этих событий, в 1908 году, в берлинском районе Сименсштадт искал работу необычный человек. Это был Леонид Красин, революционер и соратник Ленина, организатор нескольких налетов, оказавшийся в розыске и вынужденный покинуть царскую Россию.
Красин был инженером и предложил свои услуги немецкой электротехнической компании. Там он быстро сделал карьеру и в 1911 году был переведен в Санкт-Петербург. Благодаря хорошим связям Siemens с государственными органами полиция Красина не трогала.
С началом Первой мировой войны он стал руководителем российского представительства Siemens. Госзаказы, в первую очередь для нужд армии, обеспечили компании огромный рост.
Но после Октябрьской революции ситуация резко изменилась. Деятельность компании полностью прекратилась, и Красин вспомнил свое революционное прошлое. В 1918 году он уже принимал участие в мирных переговорах с Германией от имени большевиков, а затем стал одним из главных советников Ленина по экономической политике6.
Красину очень помогли обширные связи в Берлине. Там, в районе Сименсштадт, он неоднократно вел переговоры о возможностях бизнеса Siemens в Советской России. Однако поражение Германской империи в войне поставило крест на этих планах.
SIEMENS — ЭТО СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ
Этот ленинский лозунг 1920 года должен был стать решающим для экономического развития Советской России после Гражданской войны. Однако без привлечения иностранных компаний реализовать его было невозможно.
Поэтому Красин, теперь уже народный комиссар внешней торговли, возобновил контакты с Siemens. В декабре 1920 года была оформлена первая сделка, в рамках которой компания Siemens установила телеграфный аппарат в Кремле.
Однако в целом столь масштабно провозглашенная ленинская электрификация оказалась иллюзией. Дела шли вяло, вплоть до того что в конце 1920-х годов германское правительство начало обеспечивать советские заказы поручительствами на случай прекращения платежей.
И только во время Великой депрессии и первой пятилетки советский бизнес Siemens ожил. Компания получила крупные заказы на оборудование для таких масштабных проектов, как Днепрострой и московский метрополитен. Советский Союз стал одним из важнейших клиентов.
После 1933 года сотрудничество практически прекратилось. И хотя благодаря пакту Молотова-Риббентропа крупные советские заказы все еще доставались Siemens, после нападения Германии на СССР в июне 1941 года они так и не были выполнены.
ВОЙНА
Оккупационным войскам Третьего рейха важно было срочно восстановить серьезно пострадавшую инфраструктуру на территории Советского Союза, необходимую для дальнейшего ведения боевых действий. Так компания Siemens получила заказы, например, на восстановление электроснабжения Донбасса. Объем заказов увеличился, и в Siemens работали уже не только над гражданскими проектами, но и выполняли множество подрядов для вермахта и СС.
По понятным причинам этот этап оказался для Siemens довольно кратким. В ноябре 1944 года Техническое бюро «Восток», которое отвечало за работы в Восточной Европе, сообщило в штаб-квартиру Siemens, что в связи с «утратой рабочей территории новые заказы пока не ожидаются»7.
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ
Примечательно, что ни поражение Германии в 1945 году, ни начало холодной войны не привели к окончательному уходу Siemens из России. Уже весной 1950 года компания связалась с вновь созданным советским торговым представительством в Берлине в ожидании «возобновления заказов из СССР»8. В 1959 году поступил первый крупный подряд — на оснащение локомотивов для грузовых перевозок по Сибири.
Затем последовали и другие запросы из Советского Союза. Когда в 1991 году, в период распада СССР, компания Siemens открыла представительство в Санкт-Петербурге, в ее активе уже была практически непрерывная история деловых отношений с Россией.
ОТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ
На протяжении всего этого времени главной опорой Siemens были связи с государственными структурами. Компания прилагала все усилия для поддержания хороших деловых отношений не только во время холодной войны, но и в период нынешнего политического обострения. Так, председатель правления Siemens Джо Кезер встретился с Путиным вскоре после крымского кризиса; последовавшие заявления Кезера о «доверительных отношениях» с российскими компаниями, сделанные на фоне недавних санкций против России, вызвали жесткую критику со стороны властей Германии9.
Обвинения в том, что компания ставит бизнес выше политики, в Siemens, как правило, пропускали мимо ушей или опровергали. Поэтому абсолютной неожиданностью стало заявление, сделанное в июле 2017 года, о том, что компания временно прекращает сотрудничество с российскими государственными предприятиями по обслуживанию электростанций. Причиной послужили газовые турбины Siemens, которые, несмотря на санкции, оказались на Крымском полуострове.
Этот частичный разрыв деловых отношений очень необычен для более чем 160-летней истории сотрудничества Siemens с российским государством, которая практически всегда отличалась постоянством, даже в период мировых войн и революции. Поэтому и продлился этот период очень недолго: всего через три месяца после первого заявления компания Siemens сообщила, что примет участие в модернизации российских электростанций. При этом председатель правления Джо Кезер отметил, что в будущем контроль над поставками государственным заказчикам должен быть улучшен10.