Medien
Gnose

Russland und der Kolonialismus

Kolonialimperien – das sind immer die anderen. Und doch hat Russland über eine Vielzahl an Völkern geherrscht und sein Territorium seit dem 16. Jahrhundert auf das 22-Fache vergrößert. Von der Eroberung Sibiriens bis zur angeblichen „Brüderlichkeit der Sowjetvölker“ wird die Kontinuität des russischen Kolonialismus im Krieg gegen die Ukraine besonders deutlich. Die vor diesem Hintergrund erstarkende Idee einer Dekolonisierung Russlands versucht der Kreml mit allen Mitteln zu unterdrücken. 

Gnose

Olga Skabejewa

Zweimal täglich erklärt die Moderatorin im Staatsfernsehen die Welt aus Moskauer Sicht. An manchen Tagen ist sie bis zu fünf Stunden mit Desinformation und Kriegshetze nach Vorgaben des Kreml auf Sendung. Skabejewas Spezialgebiet ist der Vollkontakt: Je nach Bedarf werden Gegner provoziert oder niedergebrüllt. 

Gnose

Margarita Simonjan

Ihre steile Karriere begann mit einer Lüge im staatlichen Auftrag. Heute kokettiert die Chefin des Propaganda-Senders RT und der staatlichen Medienholding Rossija Sewodnja offen mit ihrer Rolle als Gesicht der russischen Desinformation. Der Kreml belohnt sie großzügig dafür. 

Gnosen
en

Для них даже не строили концлагеря. Холокост на территории СССР

Около 6 миллионов евреев стали жертвами Холокоста, подавляющее большинство в Восточной Европе. Из них примерно 3 миллионов жили в Польше. Именно на польской земле были возведены немецкие лагеря смерти, которые до сих пор остаются для мира символом нацистского геноцида. Но почти полному уничтожению подверглись не только польские евреи: от рук немцев и их местных пособников погибли миллионы и на территории СССР. Часть из них попала в лагеря смерти в той же Польше, но в основном евреи из Украины, Прибалтики, Беларуси, России и Молдовы стали жертвами массовых расстрелов. Шансов на то, чтобы скрыться и выжить, было очень мало, особенно в тех районах, которые были аннексированы Советским Союзом в 1939–1940 годах. Эвакуироваться удалось лишь около трети советских евреев.

Минск, 1941 год/ © Bundesarchiv, N 1576 Bild-006/Herrmann, Ernst, CC-BY-SA 3.0К началу Второй мировой войны в СССР проживало около 2,8 миллиона евреев. За 20 лет, предшествовавших войне, советская власть полностью разрушила их общественные институты и политические структуры. Исчезла многообразная еврейская жизнь, существовавшая в царской России и в первые годы после революции, а сами евреи из религиозной общины, исповедовавшей иудаизм, превратились в одну из национальностей СССР. После того, как СССР аннексировал Восточную Польшу (1939 год), а также Бессарабию и страны Балтии (1940 год), еврейское население страны выросло примерно на 1,6 млн человек. К этому следует прибавить 200 тысяч беженцев с территорий, оккупированных в это время Германией1. Поэтому так называемые «советские евреи» не были гомогенной группой, а обладали разнообразными социальными, политическими и культурными особенностями.

В 1941-42 годах Германия вторглась в области, где проживало около 4,1 миллиона евреев. Многие из них успели эвакуироваться и смогли избежать оккупации — но не жители Восточной Польши и Литвы, территории которых были захвачены всего за нескольких дней. В эвакуацию отправлялись в основном различные специалисты и члены их семей, и многие были евреями. Кроме того, часть евреев-мужчин была призвана в Красную Армию. Но до тех пор, пока в силе был пакт Молотова-Риббентропа, то есть до июня 1941 года, советская власть не информировала еврейское население о преследованиях, учиненных немцами. В результате почти 2,5–2,6 миллиона евреев спокойно осталось на западе СССР, и почти все они погибли во время германской оккупации2.

Эскалация Холокоста

Так называемая «полиция безопасности» и отдельные подразделения вермахта совершали массовые расстрелы поляков и евреев уже после нападения на Польшу, так что десятки тысяч человек погибли там в лагерях и гетто. Но систематическое уничтожение европейских евреев началось после вторжения Германии в Советский Союз 22 июня 1941 года. Местных жителей и военнопленных полностью лишали гражданских прав, а представителей определенных групп немедленно приговаривали к смерти. Эта война на уничтожение была направлена не только против евреев, но и против советских военнопленных, из которых не менее 2,5 миллиона человек умерли от голода или были расстреляны. Массово убивали ромов (цыган), пациентов психиатрических учреждений, членов Компартии и просто жителей районов, охваченных партизанским движением. В последнем случае сотни тысяч людей погибли в результате так называемых «актов возмездия». Сколько в точности было отдано приказов об убийствах, сегодня достоверно установить невозможно. Ясно лишь, что борьба с «иудобольшевизмом» на захваченных территориях подразумевала немедленное уничтожение представителей советской партийной и государственной элиты, особенно евреев, а также пленных политруков и евреев-красноармейцев. Кроме того, планировалось прекратить поставки продовольствия и уморить голодом значительную часть гражданского населения. Наконец, были изданы особые приказы: следовало убить всех мужчин-евреев трудоспособного возраста3.

Евреи-красноармейцы в немецком плену, 1942 год / © PIXPAST.comРасстрелы начались сразу после вторжения в Советский Союз: например, 23 июня 1941 года в Сокале в Западной Украине, а затем 24 июня в городе Гарсден (Gargždai) на западе Литвы. В первые недели войны оккупанты называли эти убийства актами возмездия за преступления, якобы совершенные евреями, но вскоре перестали утруждать себя оправданиями. Немецкая полиция приступила к систематическому розыску видных представителей еврейских общин, например, ученых и чиновников. Их вызвали под предлогом регистрации и убивали. Следующей целью стали молодые еврейские мужчины, большая часть из которых также была убита.

Вместе с вермахтом, в июле-августе 1941 года стремительно продвигавшимся дальше и дальше на восток, шли и расстрельные команды. Начались убийства еврейских женщин и детей, впервые их зарегистрировали в Елгаве (Jelgava) в Латвии. А созданная в Литве немецкая гражданская администрация и вовсе способствовала систематическому уничтожению женщин и детей, поскольку мужчины, кормильцы семей, уже были убиты. Массовые убийства вышли на новый уровень после резни в украинском городе Каменец-Подольский, где в конце августа 1941 года за два дня было убито 23 800 еврейских мужчин, женщин и детей.

Тотальный геноцид

К этому моменту стало ясно, что на оккупированных территориях планируется тотальное уничтожение евреев. В августе-сентябре 1941 года немецкие и литовские отряды полностью ликвидировали еврейские общины в Литве, и только в Вильнюсе, Каунасе и Шяуляе удавалось выживать в специально созданных гетто. Но восточнее, за линией фронта, немецкие отряды СС и полиции убивали всех евреев сразу после взятия очередного населенного пункта.

Апогея эти преступления достигли после оккупации Киева. По договоренности с вермахтом айнзацгруппа С потребовала, чтобы все оставшиеся в городе евреи 29 сентября собрались на одном из перекрестков на западе города. Свидетельница тех событий записала в дневнике: «Идут женщины, мужчины, молодые девушки, дети, старики, целые семьи. Многие везут на тачках имущество, а большинство несут вещи на плечах, идут молча, тихо. Жутко». В этот и на следующий день в урочище Бабий Яр зондеркоманда 4а вместе с полицейским батальоном и украинскими пособниками убила 33 771 человека. Массовые убийства, подобные этому, были совершены в Днепропетровске в октябре и в Харькове в декабре.

Затем немецкие оккупанты достигли центральных областей Советского Союза, то есть территории РСФСР. Гетто там тоже не возводили: за несколько дней на захваченных землях расстреливали всех евреев, которых удавалось схватить, — в общей сложности до 200 тысяч человек. Однако большинство евреев, проживавших тогда на территории современной России, сумели бежать дальше, во внутренние районы Советского Союза4.

В сентябре — октябре 1941 года власти Германии вновь обратили внимание на западную часть СССР. Большинство местных евреев по-прежнему жило там, потому что расстрельные команды часто в спешке покидали населенные пункты, двигаясь вперед вместе с действующей армией. Вторая волна массовых убийств началась в Восточной Польше, аннексированной Сталиным в 1939 году и присоединенной к Белорусской и Украинской ССР. В отличие от летних месяцев, когда расстреливали в основном мужчин, теперь нацистские преступники убивали детей, стариков и женщин, которых не хотели использовать в качестве рабочей силы. Когда сюда депортировали евреев с территории Германии, местных нередко уничтожали, как это случилось, например, в Риге в «кровавое воскресенье» в конце ноября — начале декабря 1941 года.

Но большая часть массовых убийств пришлась на 1942 год. Прежде всего, в бывшей Восточной Польше в период с мая по ноябрь одно за другим были уничтожены несколько гетто, а их обитатели были расстреляны. Еще два места массовых расстрелов – это Бронная Гора и Малый Тростинец (Малы́ Трасцяне́ц) на территории сегодняшней Беларуси. После второго наступления, когда в 1942 году вермахт дошел до Сталинграда, в смертельную ловушку попали евреи на Северном Кавказе. Многие из них бежали или были эвакуированы сюда из других областей. В сентябре — октябре 1942 года они попали в руки немцев и были немедленно расстреляны. Лишь в Восточной Галиции, в Минске, в Риге и в Литве некоторые гетто сохранялись до 1943 года, а затем и их жители были убиты или депортированы в концлагеря, в первую очередь в Эстонию. В 1944 году СС эвакуировала последних евреев из концлагерей в Центральную Европу, где у них оставались лишь призрачные шансы выжить в водовороте эвакуаций и «маршей смерти».

 

Места, где на оккупированных территориях Советского Союза было расстреляно более 500 евреев/ © Stiftung Denkmal für die ermordeten Juden Europas und Stiftung Topographie des Terrors5

Палачи и их пособники

Массовые убийства совершали не только печально известные айнзацгруппы, полиция безопасности и СД. К ним все чаще привлекали регулярные полицейские батальоны. В качестве усиления из аппарата СС и полиции к палачам присоединились две бригады Ваффен-СС. Так, якобы в ходе борьбы с партизанами, десятки тысяч евреев погибли от рук солдат кавалерийской бригады СС, дислоцированной между Беларусью и Украиной. Активным соучастником этих преступлений был и вермахт, который предоставлял в пользование собственную военную машину и материально-техническую базу, а отдельные его подразделения и сами занимались расстрелами. Более того, ответственность за гибель примерно 50 тысяч военнопленных-евреев несет в основном именно немецкая армия6.

Долгое время из виду упускали, что войну на уничтожение в Советском Союзе вели не только немецкие войска, но и их румынские союзники. Сразу же после нападения на СССР, в начале июля 1941 года, румынские подразделения начали убивать евреев в Бессарабии и Северной Буковине — регионах, которые Сталин в 1940 году отнял у Румынии. Преступления румынских палачей ни в чем не уступали тем, что были совершены немцами. После оккупации Одессы в октябре 1941 года именно румыны совершили одно из самых массовых убийств времен Холокоста: от их рук погибли по меньшей мере 25 тысяч одесских евреев, а скорее всего, значительно больше. Оставшихся в живых румынские оккупанты депортировали на север, где в период с декабря 1941 года по март 1942 года они стали жертвами других немецких, румынских и украинских подразделений. Вероятно, около 10% всех убийств евреев на территории Советского Союза были совершены румынами7.

В оккупированных районах СССР, как на западе, так на территории нынешней РФ, в Холокосте участвовали и местные пособники. Оккупанты сотрудничали с антикоммунистическим подпольем и провоцировали погромы. Особенно успешно — в Западной Украине, например, во Львове, Тернополе или Золочеве, а также в Литве. Там были особенно распространены антисемитские настроения. Нередко местные активисты сами организовывали насилие, которое шло параллельно с массовыми расстрелами, устроенными немцами8. Зачастую соседи становились доносчиками, а местные полицейские преследовали евреев и совершали акты насилия по собственному почину.

Выхода нет

Для евреев, оказавшихся на оккупированных территориях, ситуация была почти безнадежной. Те, кто не смог бежать с оккупированных территорий в 1941 году, столкнулись с необузданным насилием. Найти укрытие или жить с фальшивыми документами можно было только в крупных городах. При этом антикоммунистические подпольные группы, такие как Украинская повстанческая армия, часто сами убивали евреев, которым удавалось спрятаться9.

Первые небольшие еврейские группы сопротивления сформировались на рубеже 1941 и 1942 годов, отчасти с целью отмщения за совершенные преступления, но, главным образом, для того, чтобы спасти тех, кто еще оставался в живых. Они участвовали в восстаниях в гетто и помогали организовать бегство. Но шансы на успешный побег, по сути, оставались только в лесистых местностях, где можно было укрыться и даже обустроить временный лагерь. Кроме того, там действовали партизанские отряды. Партизаны, как правило, неоднозначно относились к евреям, но некоторых, чаще всего молодых людей, все же брали в свои ряды. Однако в целом лишь ничтожная часть бежавших евреев пережила войну.

После Холокоста

Сталинское руководство с самого начала Великой Отечественной войны привлекло внимание мировой общественности к преступлениям немцев против евреев, но для спасения людей делало недостаточно. Наоборот, с 1942 года советская власть сама начала все чаще демонстрировать антисемитизм10

После окончания войны о Холокосте в СССР говорилось мало, и вскоре он вовсе перестал быть темой общественной дискуссии. Так, была прекращена работа над «Черной книгой» об уничтожении евреев, а жертв Холокоста включили в число «мирных советских граждан», миллионы из которых стали жертвами Великой Отечественной войны. И только во время перестройки этот вопрос вновь стал темой для обсуждения. В тех республиках бывшего СССР, которые были затронуты Холокостом, эта часть истории и по сей день воспринимается по-разному. Память об убийстве евреев наталкивается в некоторых местах на героизацию антикоммунистических групп, часть из которых сами были причастны к преступлениям. Особенно часто это происходит в странах Балтии и в Украине. В сегодняшней России Холокост прочно интегрирован в национальную историю на политическом уровне. Однако гражданские инициативы по увековечиванию памяти его жертв иногда встречают сопротивление со стороны местных властей и общественности.

Дополнительная литература

  • Альтман И. А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР, 194–1945 гг. М.: Фонд «Ковчег», 2002.
  • Холокост на территории СССР: энциклопедия / Науч.-просветительный центр "Холокост" ; рук. проекта и гл. ред. И. А. Альтман. — 2-е изд., испр. и доп. М.: РОССПЭН, 2011.
  • Arad Y. The Holocaust in the Soviet Union, Lincoln, 2009.
  • Bundesarchiv, Institut für Zeitgeschichte, Lehrstuhl für Neuere Geschichte der Universtät Freiburg: Die Verfolgung und Ermordung der europäischen Juden durch das nationalsozialistische Deutschland 1933–1945, Band 7: Sowjetunion mit annektierten Gebieten I: Besetzte sowjetische Gebiete unter deutscher Militärverwaltung, Baltikum und Transnistrien, bearb. von Bert Hoppe, Hildrun Glass, München, 2012 und Band 8: Sowjetunion mit annektierten Gebieten II: Generalkommissariat Weißruthenien und Reichskommissariat Ukraine, bearb. von Bert Hoppe, Imke Hansen, Martin Holler, München, 2016

1.Altshuler, M. Soviet Jewry on the Edge of the Holocaust: A Social and Demographic Profile, Jerusalem, 1999 
2.Поль Д. Так сколько же?... О числе евреев, уничтоженных в ходе национал-социалистических преступлений// Кох А., Полян П. Отрицание отрицания, или Битва под Аушвицем. Дебаты о демографии и геополитике Холокоста. М.: Три квадрата, 2008. С. 155-175. 
3.Browning C. Die Entfesselung der „Endlösung“. Nationalsozialistische Judenpolitik 1939-1942, München, 2003. S. 360-428. 
4.Rebrova I. Re-Constructing Grassroots Holocaust Memory: The Case of the North Caucasus. Berlin, 2020. S. 341. 
5.Карта с выставки «Массовые расстрелы: Холокост между Балтийским и Черным морем 1941–1944» (Massenerschießungen: Der Holocaust zwischen Ostsee und Schwarzem Meer 1941-1944), научная редактура карты — доктора наук Андрей Уманский и Александр Круглов. Места расстрелов, жертвами которых стало меньше 500 человек, не указаны на карте. 
6.Pohl D. Die Herrschaft der Wehrmacht: Deutsche Militärbesatzung und einheimische Bevölkerung in der Sowjetunion 1941-1944. München, 2008. S. 243–282. 
7.Ioanid R. The Holocaust in Romania: The Destruction of Jews and Gypsies Under the Antonescu Regime, 1940-1944, Chicago, 2000. 
8.Дин М. Пособники Холокоста : преступления местной полиции Белоруссии и Украины, 1941-1944 гг.; [пер. с англ. М. И. Беккер]; Мемор. музей Холокоста США. Санкт-Петербург: Академический проект — ДНК, 2008. 
9.McBride J. Peasants into Perpetrators: The OUN-UPA and the Ethnic Cleansing of Volhynia, 1943–1944 // Slavic Review 75, 2016. P. 630-654. 
10.Костырченко Г. Тайная политика Cталина. Власть и антисемитизм (Новая версия): В 2 частях — М.: Международные отношения, 2015.  

Подготовка этой публикации сделана при поддержке:

Weitere Themen
Gnose

Пакт Гитлера–Сталина

23 августа 1939 года гитлеровский министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп и сталинский нарком иностранных дел Вячеслав Молотов подписали в Москве договор о ненападении между Германией и Советским Союзом. Пакт Молотова-Риббентропа, в западной традиции именуемый пактом Гитлера-Сталина, заложил основу для начала Второй мировой войны в Европе.

Gnose

Остарбайтеры

Среди забытых жертв национал-социализма — «остарбайтеры», граждане Советского Союза, депортированные во время войны на принудительные работы в Германию. Даже сегодня, 75 лет спустя, их судьба в тени забвения.

weitere Gnosen
Ein kurzer Augenblick von Normalität und kindlicher Leichtigkeit im Alltag eines ukrainischen Soldaten nahe der Front im Gebiet , © Mykhaylo Palinchak (All rights reserved)